Большинство словарей, сам термин «этика» определяют, как «учение о морали», или некий «свод нравственных правил, соблюдаемых определенными людьми / организациями / клубами». И тут возникает вопрос: а соблюдать ли нам эти «мерила», ведь это не Уголовный Кодекс? Или придется «как бы» соблюдать перед людьми, а втайне делать, что хотим?
К примеру, Вы ловите на каком-то водоеме, где один из пунктов правил требует моментального умерщвления щук, сразу же после их поимки. Но Вы, как бы нечаянно, поймали эту рыбу, и вместо того, чтобы «грохнуть» ее (возможно, из жалости) отпустили. Итак, нарушив официальный закон, при этом, соблюдая свои моральные принципы (например, основанные на любви ко всему живому) Вы поступили этично? Очень каверзный вопрос, не так ли?
Использование плавающих средств
Одна из тем, довольно-таки связанная с этичным поведением, и которая постоянно обсуждается на страницах журналов (посвященных карпфишингу) – это использование лодок. Так вот, если правила водоема даже и разрешают мне лодку, то этично ли мне ее применять на рыбалке? Если да, то как ее использовать без «угрызений совести»?
Что касается лично меня, то я применяю лодку, исключительно в целях изучения водоема, чтобы при помощи эхолота составить подробную карту дна. Также, я думаю, что нет ничего преступного в том, чтобы добраться с помощью лодки до места рыбалки. Но только в тех случаях, когда мои действия не мешают другим рыболовам. Иногда я могу на лодке прикормить точку ловли, и на этом моя эксплуатация плавучих средств заканчивается. Я никогда не буду завозить оснастки!
На многих водоемах мира (как и на некоторых прудах Великобритании), рыбаки активно используют лодки для облова тех точек, которые фактически не доступны для сверх дальнего заброса (на 300-400 метров). В других случаях, плавучие средства используются не для дальнего завоза, а просто для того, чтобы обловить труднодоступные места, например, обвисшие ветки кустов, над противоположным берегом озера. Такого рода поведение является законным, и вообще – этичным?
Я считаю, что – нет, поэтому, никогда так не делаю! Пожалуйста, поймите меня правильно, я не «задираю» нос, выставляя себя высоконравственным человеком, и не укоряю тех, кто думает иначе. Но лично для меня, такого рода поведение, кажется чересчур «хитросплетенным». Просто, существует такое понятие в спорте, как – «кастинг». Поэтому, если кто-то решил рыбачить на сверхдальних расстояниях, превышающих дистанцию ловли соседей, то для начала пусть попробует освоить технику заброса. А не, тут же, облегчает себе решение задачи, с помощью завоза снасти.
Даже те люди, которые сейчас со мной не согласны, могут понять – к чему я веду. Но жизнь штука сложная, и бывает множество специфических ситуаций. К примеру, я никогда не завозил оснастку, но не вижу ничего «бессовестного» в том, чтобы использовать лодку, в качестве «платформы» для рыбалки. За последние годы я выловил множество щук и форелей с плавучего средства, без каких-либо угрызений совести или малейших терзаний в душе. Выходит, я лицемер и сам себе противоречу? Возможно, что да. Но в этом-то и проблема этичных вопросов – они не всегда четко расписаны.
Кстати, все то, о чем я писал выше, касается не только гребных или моторных лодок (за исключением «платформы для рыбалки»), но и – прикормочных корабликов.
Ловля в корягах и водорослях
Буквально пару лет назад, я был членом рыболовного синдиката в Эссексе, и одним летом, на многих его прудах фактически все отмели покрылись густо – растущими водорослями. Естественно, что 90% карпов, как назло, проводило 90% времени именно в этих местах. За пределами этого «безобразия» (на расстоянии, приблизительно 80 ярдов) вода была чистой, поэтому, заброс туда наживки, гарантировал нам стопроцентную поклевку.
Но тут возникала серьезная проблема. Засеченную рыбу приходилось тащить через 80 ярдов этих чертовых водорослей! Естественно, что часто она застревала там намертво, и мне приходилось аккуратно обрывать свою оснастку. Буквально, каждые четыре карпа из пяти, были утеряны, к сожалению, прямо с крючками и оборванной леской.
Большинство рыболовов, которые ловили в водорослях, фактически не нарушали правила, но этично ли это – ловить в тех местах (при таких обстоятельствах)? Прислушавшись к голосу совести, я решил, что – не этично. Поэтому сосредоточил свое внимание на строго глубоководных / чистых участках, где карпа почти не было, но увы!
С аналогичной ситуацией недавно столкнулся мой друг на одном из прудов Кентского Клуба. Только там, карп водился не в гуще водорослей, как в моем случае, а в корягах. Естественно, некоторые рыболовы закидывали наживку не только под сами коряги, но и прямо в них. Конечно же, результат был плачевным – множество карпов, с крючками в губах, там и остались. Обострение ситуации произошло в ночное время, по причине существенной задержки времени, которое тратилось на то, чтобы сонному рыболову, «вытащить» себя из спального мешка и выйти из палатки. По факту – они не являются нарушителями закона, но с точки зрения этики (по моему, сугубо личному мнению), так поступать – неправильно, и даже – безответственно!
Иногда с правилами можно «хитрить», и тут опять же, на передний план выходит этическая сторона вопроса. Для наглядного примера, расскажу Вам одну историю… Как-то в зимний сезон, на моем карьере решили серьезно порыбачить двое рыболовов. Согласно закону Клуба, на данном водоеме было строго запрещено «предварительное прикармливание». И что же придумали эти «кудесники»?
Они приезжали на пруд, устанавливали удилища, забрасывали пару килограммов бойлов, и… сразу уезжали. Несмотря на то, что они пребывали на водоеме менее часа, после того, как «попались», все-равно утверждали, что не нарушают закон. Формально – их не обвинить, хотя они «перехитрили» правила. К тому же (как позже оказалось), они остались без улова, зато помогли другим своим «коллегам» рыбакам (массой вкусной прикормки). Но на данном примере я обсуждал не их нахальную (и бесполезную) стратегию, а затронул этическую / нравственную сторону вопроса. Так поступать – по совести?
«Гиганты» на заказ
На протяжении последних нескольких лет, довольно большое количество карпов было завезено из европейских стран и запущено в водоемы Великобритании. Некоторая часть рыбы была импортирована нелегально в нашу страну, другая же – строго по условиям законодательства. Но я предлагаю отложить в сторону вопросы преступности. Даже несмотря на то, что такие «деятели» повышали риски занесения инфекций в водоемы, часто – смертельно-опасные для местной рыбы. Я предлагаю, опять-таки, рассмотреть этический аспект.
Сегодня многие твердят, что «великаны на заказ», серьезно вредят ценности именно нашей / английской рыбы. Они доказывают, что огромное количество «континентального сырья», на самом деле – «пустышка», по сравнению с теми карпами, которые выросли в Англии. С одной стороны, я прекрасно понимаю их сентиментальность и патриотичность (в стиле: «раз это английское – значит лучшее в мире»).
Но мне кажется, что они сами себе «вырыли яму». Ведь, несколько лет, они же и твердили, что самый важный показатель результативности рыбалки – это размеры рыбы (а еще точнее, ее вес). Поэтому, большие карпы стали престижными. А рыбаков, соответственно, стали оценивать по тому, сколько они – этой крупной рыбы поймали. И тут, наступил коммерческий хаос, огромные карпы были закуплены множеством клубов (для привлечения новых прибылей от клиентов). Итак, получилось, что сама философия «чем больше карп, тем лучше и престижней» сама себя «взорвала на петардах».
Сугубо личное понимание данной ситуации я покажу на примере ответа, который дал рыболову, громко утверждающему, что «импортная рыба – не считается!». «Относительно чего?» – моментально спросил я его. То есть, чем же так важен «похвальный лист», состоящий из крупных трофеев? Несомненно, он является ярким доказательством профессионализма карпятника. Но ведь есть же еще и много других, не менее талантливых рыболовов, ограниченных ловлей на тех местах, где водится только мелкая рыба. Не означает ли это, что список именно крупных трофеев, по сути, не является истинным индикатором мастерства?
Итак, если крупные карпы – это не только единственный признак таланта, то что же тогда? Может быть высокое положение в обществе рыболовов? О! Мне кажется, что мы попали прямо в «яблочко»! Потому что, в так называемую, «до импортную эпоху» – широкий список великанов приносил почет и славу! Но сегодня, к превеликому сожалению патриотов (приверженцев лозунга: английское – значит лучшее!), и многие журналы, и их читатели, не затрудняют себя скучным занятием: различать настоящую «родину» рыбы. Ведь, выловленный 40-ка фунтовый карп, он и в Африке – 40-ка фунтовый «великан-сенсация», независимо от того, где вырос…
Итак, будет ли нравственно выловить огромного, но «импортного» великана, а потом прислать его фото в журнал, не уточняя, что – это, на самом деле, «эмигрант»? Откровенно говоря, я, особо не вижу здесь преступления. Мало того, пусть лучше ловят завезенные рыбины, чем много раз тревожат и «калечат» наших карпов. Хотя, я и не занимаюсь рыбалкой на этих «заказных» гигантов, но делаю это не (!) по каким-то этическим соображениям. А лишь по той простой причине, что ловля карпа для меня – это (прежде всего) масса удовольствия, а не жажда славы и почета! Которое основано, пусть на маленьких, но личных (!) достижениях. Поэтому, у меня нет ни времени, ни желания обращать внимания на то, как поступают другие. Я непрерывно занят личным «кайфом»!
О захвате точек ловли карпа
Просто съездите пару раз на любой из самых популярных карповых прудов, и Вы сразу же заметите там рыбаков, сидящих уже долгое время на одном и том же месте. Иногда они даже нагло «монополизируют» самые уловистые площадки, занимая их неделями и месяцами. Так вот, с научной точки зрения – такое поведение, оказывает сильнейшее «давление» на водоем, фактически изнашивая точки ловли. А также оно серьезно мешает другим рыболовам, тоже имеющим право, рыбачить в хороших местах, а не только там, где уже приходится найти «местечко».
Допустим, что на таком пруду не существует правил, ограничивающих время рыбалки. Но, даже не нарушая законов, этично ли поступают такие карпятники? Лично моим сессиям, такие вещи никогда не помешают, так как, я заранее подыскиваю спокойные, максимально безлюдные водоемы. Но длительный захват одного и того же рыболовного места – я осуждаю, считая его проявлением сверх эгоизма.
Целенаправленная охота на трофеи
Ранее, в данной статье, я уже упоминал о неоднократно выловленных карпах. На некоторых платных прудах есть даже такие рыбы, которые каждый карпятник «знает в лицо». И охотятся за ними люди – непрерывно, за исключением тех отрезков времени, когда «уставших» особей транспортируют на запрещенные для ловли водоемы. Чтоб те чуток передохнули и набрались сил. Так вот, что можно сказать о какой-то отдельной рыбе, которая стала «мишенью», и была выловлена, даже одними и теми же рыболовами несколько раз подряд? Возьмем, для примера, карпа по кличке «Она», обитающего в пруду «Faversham’s School Pool». Сколько раз эта несчастная рыба была на крючке? Сто раз? Двести? А может и того больше? Естественно, этот бедняга «Она» — самый «жестокий» случай, но, к сожалению, далеко не единственный. Можно ли по совести, хоть как-то оправдать такой подход к рыбалке?
Подведем итоги
Термин «этичность», иногда можно назвать похожими словечками: «нравственность», «справедливость», «совесть», «бескорыстие», «самоотверженный альтруизм» или другими, аналогичными по смыслу. Но он никогда не будет единым / универсальным определением для всех рыболовов (на все случаи жизни). Потому как в большинстве случаев то, что по душе одному человеку, абсолютно неприемлемо для другого. Поэтому, в условиях отсутствия, как бы расписанных на бумаге, «эталонов этики», чем-то напоминающих глубокую мудрость царя Соломона, мы должны сами прислушаться к своему сердцу и решить, что именно для нас – этично, а что – нет?
Полное или частичное копирование материалов carpfishing.ru разрешено после согласования с администрацией сайта "Карпфишинг RU" с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ССЫЛКОЙ на первоисточник!