Вступление
Почетным «прародителей» всех «карповых» рыб, с которыми мы хорошо знакомы сегодня, является самый классический обитатель рек – САЗАН (обыкновенный). Именно он представляет собой первобытную «форму», из которой, через генетические изменения (в большей или меньшей степени), образовались самые различные подвиды карпов. А может быть, и всех остальных видов рыб, принадлежащих карповому семейству.
В свою очередь, и сам – сазан, хотя и является отдельным биологическим видом (т.е. имеет генетическую однородность), но, все же, обладает целым рядом эндемических форм, получивших в ихтиологии статус – «официальных» подвидов. Как говорится, и сазан – сазану рознь. К примеру, на территории Поднебесной (т.е. в Китае) обитает сразу 3 подвида сазана: обыкновенный (др. название – волго/каспийский) и еще 2 разновидности «линдзё» (в китайском произношении). Последних можно встретить – исключительно в пресных речках.
В зависимости от географической широты «расселения», внешний облик карповых рыб имеет свои специфические отличия. Так, например, каспийский сазан немного короче, но шире, своего сородича из волжских вод. А главная особенность кубанских рыб – это существенно темный окрас и некая «брусковатость». Несмотря на то, что украинские сазаны (обитающие в Днепре), почти ничем не отличаются от своих сородичей из Волги, но обитатели лиманов (их Херсонской области) – намного «горбатей» и «толще» (в средней части тела).
Отличительная черта сазанов, сезонно выходящих в опресненные участки моря (и надолго там остающихся) – это вытянутое («селедочное») тело с фактически ровной спиной. А вот, что касаемо, дунайских сазанов, то их почти не отличить от карпа. Кроме того, в некоторых реках Восточной Европы часто можно встретить «венгерского» (др. название – продолговатого) карпа, представляющего собой – некую «смесь» амурского сазана и немецкого карпа, что отчетливо можно заметить по «притупленной» голове и довольно-таки длинному телу.
По причине того, что площадь обитания – и самых различных подвидов сазана, и разновидностей карпа, и их (смешанных) гибридов очень часто пересекаются (в большей степени, благодаря искусственному «расселению» этих рыб людьми), установить, какие-либо точные географические границы их обитания – фактически невозможно! Именно поэтому (с учетом минимального количества различий – в биологическом «ракурсе» – большинства разновидностей подвидов карпов), в данном материале (из 2 частей) будут рассмотрены только те виды карповых рыб, физиологические особенности которых – оказывают значительное этиологическое влияние.
Сазан (обыкновенный / cyprinus carpio)
Данное название (в этом описании) присвоено всем эндемическим формам сазана, раннее не подверженным – либо селекции, либо же смешиванию с другими его подвидами. Так, например, наиболее характерными признаками сазана являются: удлиненное (по сравнению с карпом) тело, умеренная вытянутость морды и отсутствие «бугра» на верхней части головы (как правило, присущего карпам). Таким образом, «прогонистые» формы тела, удлиненные плавники, а также мощная мускулатура четко указывает на то, что сазаны – это сугубо речные «жители». Которые способны, без особого труда, справляться с течением (малой или средней силы) и совершенно не «любят» стоячие воды. Хотя, известны случаи, когда сазаны приживались в озерах или прудах, но только в водоемах проточного типа. Если же «транспортировать» эту рыбу в классический пруд, то она моментально перестает расти, и в тот же сезон – теряет полностью свои репродуктивные способности (т.е. способности к размножению).
По сравнению с карпами – сазаны намного устойчивее ко всевозможным «рыбьим» болезням, а также негативному воздействию паразитов. Кроме того, они не настолько требовательны – и к кислородному режиму (в отличие от карпа, особенно зеркального). По той простой причине, что их кровь содержит, как минимум, на 20% больше красных кровяных телец (даже по сравнению с чешуйчатыми карпами). Да и уровень сахара в ней тоже повышен, что легко объясняется (в большей степени) именно белковым рационом питания. На протяжении года, сазан предпочитает кормиться «животными» видами пищи: червями, моллюсками, различными насекомыми, икринками (лягушек или рыб). Кроме того, его рацион включает в себя всевозможные виды подводной и надводной растительности (водоросли, ряску и т.д.), прибрежную зелень, зерна злаковых культур, а также многие разновидности органических веществ, смываемых в реку дождями (или же талой водой). Обязательно стоит отметить, что сазаны не только мощнее карпов (по физической силе), но и намного осторожнее, что делает их весьма желанными «целями» для многих спортивных рыболовов (т.е. карпятников).
Однако, несмотря на силу, «живучесть» и выносливость, общая численность особей сазана намного меньше, по сравнению с количеством его сородичей «одомашненной» формы – т.е. карпов. Первоочередная причина бедствий – это критически/низкий уровень выживаемости не только икринок, но и молодняка, катастрофически быстро, истребляемого речными хищниками и птицами. Не менее важную роль сыграл и человеческий фактор (к примеру, уничтожением мест его нереста сельскохозяйственными, очистительными или же другими видами работ). В отличие от сазанов, карпы, чаще всего, плодятся в щадящих условиях (в рыбхозах или на специальных прудах), где показатели выживаемости (и икринок, и молодняка), в среднем, редко опускаются ниже порога в 40%. В то время, как даже «нормальная» выживаемость сазана (в суровых природных условиях) колеблется в диапазоне от 3 до 10%!
По состоянию на данный момент популяция сазана сократилось настолько, что многие ихтиологи бьют тревогу, призывая отнести эту разновидность рыб – к стремительно исчезающим. Сегодня, редко найти настоящего сазана – можно только в водах Амура, Волги, Дона и Днепра. Но и в этих реках его численность (из года в год) значительно уменьшается. Метод обратной селекции (для «создания» сазана из чешуйчатого карпа) – невозможен! Прежде всего, по причине того, что «исходные» материалы не обладают – ни достаточной степенью жизнестойкости, ни подходящим уровнем приспособляемости к дикой природе. К тому же, даже в щадящих условиях, такого рода «сазаны», буквально через пару поколений напрочь теряют – характерные внешние признаки.
Чешуйчатый карп (амурский / дальневосточный)
Самым близким «родственником» сазана является – чешуйчатый карп, получивший в Европе (Западной и Центральной) такие названия, как «дикий карп» или «обыкновенный карп». По сравнению с сазаном – эта рыба немного «короче» (по длине) и существенно «выше» в спине. Хотя, данные признаки внешнего вида не всегда бывают ярко/выраженными. Именно поэтому, идентификация чешуйчатого карпа, чаще всего, осуществляется по специфическому чешуйчатому покрову, распространенному ПО ВСЕМУ телу (буквально от хвоста до головы). При этом, сами чешуйки – похожи именно на «сазаньи», т.е. они не настолько крупны, как у линейных и зеркальных карпов.
Другие, не менее важные, характерные черты ИМЕННО чешуйчатых карпов – это рекордно/быстрый рост и максимальная продолжительность жизни. По сравнению со всеми остальными разновидностями, ИМЕННО чешуйчатые карпы быстрее всех растут, дольше всех живут, а также обладают наибольшей устойчивостью в генетическом плане. То есть, этот карповый вид – фактически не склонен «само/вырождению», даже при репродукции в мало/численных стаях, на протяжении 12-ти поколений и дальше!
Самым ранним упоминанием о чешуйчатом карпе принято считать «трактат о разведении рыб», составленный китайским ученым Фан Ли в 460-м г. н.э. Отсюда можно сделать вывод, что он первоначально был «селекционирован» в Китае (на основе нескольких подвидов речного сазана «линдзё»). И уже потом, в качестве самостоятельного вида, сначала – мигрировал в Амур (в период V-VI веков н.э.). А затем (в IX-XI веках н.э.) – «расселился» на Запад, вплоть до Днепра и Дуная. Однако, есть все основания полагать, что европейские чешуйчатые карпы и дальневосточные (т.е. амурские) – это не одно и то же. Так как у первых, и длина поменьше, и рыло «притуплено» больше. К тому же широко известно, что в 1260 г. проводил свои опыты по разведению рыб (на прудах около Кельна) знаменитый ученый Альберт «Великий» Магнус (наставник Фомы Аквинского). Мало того, почти в те же годы, «одомашниванием» карпов активно занимались, не только немцы, но и французы. Один из них – это исконный дворянин и граф Шампани Тибо V «Молодой», увлекшийся на склоне лет рыбалкой.
Следующие труды, посвященные конкретно – разведению карпа в ЕВРОПЕЙСКИХ прудах, датированы 1547-м годом. Их автором является чешский епископ (гуманист, историк и писатель) Иоанн Дубравий (также известный, как Янис Дубравиус). Только, так и понятно, что именно использовали все эти, выше/перечисленные селекционеры, в качестве «исходника»? То есть, это были «дикие» формы (сазана обыкновенного) или же, все-таки, уже дунайские чешуйчатые карпы. Т.е. непосредственные потомки той разновидности рыб, которая сначала – переселилась из Китая в Амур, а после XI века н.э. «дошла» не только до Дуная, но и «просочилась» в Рейн.
В общем, так или иначе, чешуйчатые карпы были, есть и будут – самой жизнеспособной формой, на основе которой – и в прошлые годы, и в наши дни можно вывести множество весьма удачных подвидов рыб. Основное преимущество амурских карпов – это фактически идеальная приспособляемость к климатическим условиям. К тому же они великолепно приживаются – и в стоячих, и в проточных водах, и в глубоких карьерах (с каменистым дном), и в мелководных (заиленных) прудах, и в огромных озерах, и в крупных реках (даже богатых ключами). Они прекрасно адаптируются – и к соленым водам лиманов, и к пресным руслам рек.
Обязательно стоит отметить, что именно эта разновидность карпа способна прекрасно акклиматизироваться, благодаря чему, ею сегодня зарыблены не только южные (теплые) водоемы, но и суровые реки Сибири. Оптимальная устойчивость чешуйчатых карпов к инфекциям и паразитам серьезно повышает процент выживаемости молодняка, а значит – гарантирует увеличение количества данного вида рыб, даже в неблагоприятных условиях, где другие карповые подвиды, рано или поздно – погибают.
Зеркальный карп (немецкий)
Зеркального карпа иногда называют немецким, потому что впервые он был «рожден» в Германии, но об этом чуть ниже в статье. В начале прошлого века он стал фаворитом у многих рыбо/заводчиков, поэтому за несколько лет, распространился буквально по всей Европе, вплоть до белорусских и украинских озер. Однако, во время Второй мировой войны, когда разорились или были разрушены до 90% рыбхозов Европы и СССР, десятки уникальных пород зеркального карпа были навсегда утеряны! Без учета уничтоженной документации по разработкам новых селективных видов.
Но, как ни странно, лучше всегда «зеркала» сохранились именно на тех территориях, которые больше всего пострадали от боевых столкновений. На многих водоемах Европы и бывшего СНГ даже сегодня можно встретить не только «чистопородных» красавцев, но и матерых потомков послевоенных, правда, «одичавших» карпов. По окончании войны работы по селекции возобновились, но «восстановленные» породы, оказались очень болезненными и слабыми, а также склонными к самым различным нежизнеспособным мутациям. Поэтому, почти все вымерли.
О максимально точном времени появления на свет зеркальных карпов – история умалчивает. Но, судя по самым ранним письменным источникам, указывающих на то, что в 1850-1880 годах позапрошлого века многие Британские пруды были зарыблены диковинным «Spiegel karpen», можно смело утверждать, что родина этой рыбы – на 100% Германия. То есть, та страна, где эта рыба появилась в результате природных мутаций чешуйчатого карпа (по заверению ихтиологов). Отличаясь от последнего, огромным размером чешуек, которые могут располагаться на теле – не только сплошным покровом или же «неровными» рядками, но и «пятнами» (разных размеров и форм) на фоне голых участков кожи. Следующие весомые отличия (от чешуйчатого карпа) – это меньшее количество костных лучей в анальных, спинных и брюшных плавниках, которые, в свою очередь, немного короче и как бы «закруглены».
Около десятка «модифицирующих» генов, как раз-таки отвечающих за «диковинное» расположение чешуек (а также за характер их «нестандартного» роста), как правило, оказывают НЕГАТИВНОЕ влияние на общий уровень жизнеспособности зеркальных карпов. По «законам природы», чем меньше у этого вида рыб чешуйчатого покрова, тем короче их продолжительность жизни, тем более «хрупкий» у них скелет. Слабее иммунитет ко всяческим болезням, ниже репродуктивные способности, а также выше требования к температурному и кислородному режимам. И это еще не полный список.
В отличие от своего чешуйчатого «предшественника» — зеркальный карп более привередлив к еде, больше всего на свете, предпочитая моллюсков и злаковые культуры. Именно это обстоятельство делает зеркальных карпов самыми «одомашненными» подвидами рыб, которых очень удобно выращивать в рыбхозах, выкармливая «бюджетными» зерновыми.
И в проточных водоемах, и в озерах со стоячей водой – они всегда избегают слишком больших глубин, стараясь чаще держаться на хорошо/прогреваемом (богатом кислородом и кормами) мелководье. Только в самых крайних случаях (кроме зимы) они могут искать убежище на глубине свыше 7 метров. Главной причиной «странного» поведения – является малое содержание красных кровяных телец, что подразумевает повышенную требовательность к «оксигенационному» режиму пруда или озера.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ
Полное или частичное копирование материалов carpfishing.ru разрешено после согласования с администрацией сайта "Карпфишинг RU" с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ССЫЛКОЙ на первоисточник!