Продолжение (а начало Вы найдете ЗДЕСЬ)
Фактически все рыболовные жидкости, созданные на базе аминокислот, а также имеющие в своем составе, быстро/усвояемые протеины – принадлежат к группе кислотных (согласно выше/упомянутой шкале pH). Именно поэтому, они и являются высоко/эффективными! Хотя, это и не самая важная причина того, почему такие добавки, как «Nutramino» или же «Multimino-PPC» –работают просто великолепно! Во-первых, они очень легко и быстро усваиваются пищеварительной системой карпа, а во-вторых, имеют высокую питательную ценность (т.е. реальную пользу). Что в сумме, абсолютно без какого-либо вреда для здоровья рыбы, возбуждает ее «зверский» аппетит.
Упомянув об этом, мы обязательно должны затронуть тему «наживки и уровень pH воды» в разрезе насадок нового поколения, так называемых – активных насадок. Такого рода наживки, как Trigga или же другие виды активных насадок имеют – строго «кислотные» значения pH. Потому что они, как и многие другие аминокислотные жидкости, содержат в своем составе –(предварительно подготовленные) быстро/усвояемые протеины. Кстати, именно они и являются главным компонентом во всех современных активных насадках. Так как, были химически обработаны как раз до той специфической степени, при которой высвобождается ограниченное количество быстро/усвояемого протеина.
Во время этого процесса, производители используют энзимы (необходимые для нормального расщепления сложных протеиновых структур на мелкие частицы пищевого протеина, легко усвояемые организмом рыбы). Если описывать данный процесс более конкретно, то энзимы воздействуют именно на пептидные (т.е. «питательные», в пер. с греч.) цепочки (аминокислот) в протеине. Однако, по своей природе они обладают довольно-таки специфическим уровнем pH и очень «капризным» температурным диапазоном (за пределами которого, они, попросту не работают). Поэтому, в 80-х годах, многие именитые рыболовы пытались как-то задействовать энзимы, но безуспешно. Потому что «заставить» их работать – можно только в специальных лабораторных условиях.
В наши дни ситуация изменилась, и мы можем спокойно приобрести в магазине – уже такие протеины, которые были успешно обработаны энзимами (в производственных лабораториях). Эти высоко/усвояемые продукты известны нам, как гидролизованные протеины («Hydrolyzed protein»), так как их получают в процессе гидролиза. Обрабатываемые таким способом (т.е. гидролизом – разложением сложных веществ при помощи воды) соединения, распадаются на более простые, а значит – максимально усвояемые (и питательные) конечные продукты.
Во многих случаях гидролизованный протеин, в конце концов, преобразуется в сухие виды продуктов, но созданные из жидких. В связи с тем, что данную реакцию можно остановить в любое время, то и запланированную степень расщепления можно – максимально точно контролировать. То есть, конечные продукты можно производить до оптимально точной степени гидролиза, в зависимости от продолжительности реакции, и запланированного количества протеина для расщепления.
То есть, после гидролиза протеины становятся – еще более очищенными, что предоставляет нам возможность создавать их бОльшие пропорции, в составе приманки для карпа, используя при этом, малые порции самого продукта. Например, всего лишь 25мг такого состава будет эквивалентно, как минимум, целым 75мг в чистом виде. Несомненно, что это принесет для карпа много пользы. Ведь для того что бы получить такую концентрацию реально/полезных питательных (и быстро усвояемых) веществ ему пришлось бы питаться в целых 3 раза больше и, соответственно, искать эту пищу в 3 раза дольше!
Некоторые виды активных приманок, сначала немного «тормозят» в своей работе, пока озерная вода не «просочится вовнутрь» межклеточной структуры специального вещества в наживке. Но как только это начинает происходить – сразу же «стартует» очень важная химическая реакция. Таким образом, чем больше она «активируется», тем быстрее растворяется в воде, многократно умножая свою привлекательность. И часто карпа привлекает к такой приманке не только изменение уровней pH в округе, но и другой момент. А заключается он в следующем: после того, как рыба однажды попробует такой деликатес (весьма питательный и быстро перевариваемый), она его (по законам природы) запоминает, как питательный объект – один из самых лучших в озере или пруде. Поэтому, еще раз «распознав» такой сигнал на расстоянии, карп буквально мчится (быстрее конкурентов) в его сторону, и с удовольствием отведает приманку.
Карпы находят себе пищу, ощущая присутствие, растворенных в воде, химических элементов (в частности, аминокислот). А делают они это, «анализируя» озерную воду, постоянно пропуская ее через тысячи обонятельных рецепторов, которые находятся у них в «ноздрях». Так как чувство обоняния карпов развито намного сильнее, нежели человеческое, они могут почувствовать самые мизерные частицы пищи на очень дальней дистанции. Чувство осязания у карпов, также в тысячи раз сильнее нашего, и несмотря на то, что карпы, как и люди, имеют вкусовые рецепторы во рту, они активно используют еще и жабры, чтобы максимально точно «почувствовать» пищу. Мало того, на краях передних плавников и непосредственно подо ртом у них есть еще одни вкусовые рецепторы. И часто карпы могут почувствовать пищу даже при помощи чувствительных органов, расположенных вдоль тела.
По сравнению с человеком, «обоняние» и чувство вкуса карпа, хотя, и тесно связаны между собой, но не такие сложные (по «принципу работы»). Скорее всего, какие-то строго определенные химические возбудители, которые карпы «унюхивают» по характерному аромату, могут одновременно – распознаваться и чувством вкуса. При этом, даже на каком-то расстоянии до местонахождения объекта пищи. Таким образом, сначала, данная реакция возбуждает рецепторы карпа (находящиеся внутри), а потом «система ощущений» (после переработки в мозге) наталкивает рыбу на «мысль», что это вкусная еда и ее обязательно нужно съесть.
В своем пищевом поведении, карпы больше всего полагаются именно на выше/упомянутые чувства запаха и вкуса. Науке известно множество фактов, когда абсолютно слепые карпы, или рожденные с пустыми глазницами, отлично находили себе пищу (при помощи обоняния – на расстоянии, и осязания – находясь поблизости от еды). И вырастали до размеров, не чуть не меньших, чем обычно имеют – нормальные зрячие особи. Для того чтобы выжить в природе, буквально с первых дней жизни, рыбы начинают полагаться на свои инстинкты. Прежде всего, для того, чтобы найти себе пропитание. И работают они настолько великолепно, что нам это даже нельзя представить! К примеру, Вас не удивляет, как карп может быстро определить точное местонахождение мотыля, зарытого в нескольких сантиметрах ила!?
В природных условиях основная пища карпа — или спрятана под илом, или плавает в толще воды (в виде мелких твердых частиц), или растет на подводных объектах (к примеру, на водорослях или на затонувших деревьях. Другие пищевые объекты, такие как улитки, рачки и моллюски, формируют «карповые пастбища», которые он привыкает регулярно посещать, используя охотничьи «тропинки», при условии нормальной видимости. Со временем, опыт приучает их, куда конкретно нужно выдвигаться за строго определенным видом пищи. И благодаря тому, что их добыча выделяет, упомянутые выше, характерные химические сигналы, карпам удалось серьезно эволюционировать до современных «супер-детекторов пищи». Используя, в первую очередь, обоняние и осязание.
Как видите, по большому счету, мы всегда пытаемся привлечь карпа к нашим насадкам, активно используя все выше/описанные механизмы. То есть, получается, что если добавить в наши наживки, какое-либо привлекающее вещество, то вполне можно заставить карпа «думать», что даже незнакомые ему субстанции, тоже являются источниками пищи. Потому что они, хотя, и не имеют реальной пищевой ценности, но пахнут точно также, как и любимые его объекты пищи. Ведь, в самую первую очередь, рыбу привлекает не цвет и формы, а запахи и вкусовые ощущения.
Как карпы используют эти чувства для распознания пищи? То есть, как все это работает? Прежде всего, многое зависит от уровня pH (так называемого, положительного водорода), показатели которого указывают нам на степень активности (положительно заряженных) ионов водорода в растворе. То есть, простыми словами, указывают нам на степень кислотности. Все природные запахи, которые ассоциируются карпом, как натуральная и полезная пища, являются – кислотными. Что интересно, карпы могут почувствовать даже их самые мизерные дозы в прудовой или озерной воде, именно по мельчайшим изменениям pH. И когда мы добавляем в наши наживки, какие-то привлекающие вещества, то мы, говоря простыми словами, создаем «кислотные приманки». По той простой причине, что самые лучшие запахи и вкусы имеют – именно кислотную природу.
Сама по себе, разница в показателях pH, возникает из-за потоков ароматов, которые выделяют в воду наживки, что обязательно приводит к локальному изменению уровня кислотности. Именно ЭТО первоначально и привлекает карпа к насадке. Однако, для того чтобы ему понять: указывают ли данные изменения pH на реальное присутствие пищи, он будет «анализировать» — и саму разницу pH, и причины, по которым это произошло. То есть, сначала карпы определяют свою пищу, чувствуя изменения уровня кислотности в воде, через которую они проплывают. Но, «понимая», что существует и множество других несъедобных объектов, которые тоже могут менять pH, они внимательно изучают запахи, чтобы точно удостовериться в том, что это реальная пища.
Естественно, что некоторые запахи, которые ассоциируются у людей с какими-то определенными видами продуктов, карпами воспринимаются, просто, как манящие ароматы. По научному их принято называть – эстерами (т.е. сложными эфирами), обычно содержащими в своем составе: амилацетат (с умеренным запахом банана) и этилацетат (с более резким запахом ананаса). Существуют и другие виды эстеров, но в рыболовном мире активно используются только эти два. Химическая реакция (между кислотами и спиртами), благодаря которой формируются эти сложные эфиры, по-научному называется – эстерфикация. Именно из-за нее большинство искусственных (синтетических) ароматов обладает низким уровнем pH, а значит – и многими привлекающими рыбу свойствами.
В отличие от синтетических, натуральные экстракты, например, такие как GLM (экстракт зеленогубого моллюска), манят к себе карпов благодаря наличию умеренного количества натурального бетаина. Печень (говяжья) также весьма привлекательна для этого вида рыб, в особенности ее экстракты (концентрированные печеночные порошки или жидкости). Все эти продукты являются великолепным добавками в приманки для ловли карпа. Сама по себе, печень содержит многие основные аминокислоты, крайне необходимые для жизни, а также полезные витамины и минералы. Однако, в главной роли привлекающего элемента здесь выступают именно аминокислоты! Поскольку, когда они выделяются из наживки, то меняют уровень pH, что сигнализирует карпу о наличии пищи поблизости.
Полезные свойства печеночных экстрактов уже давно доказаны медицинскими лабораторными исследованиями. Поэтому, изначально данные вещества (в качестве сухих и жидких добавок в пищу) были предназначены для лечения людей пожилого возраста или интенсивной терапии ослабленных пациентов. Через какое-то время, кроме больниц и домов престарелых, их стали использовать в пищевой промышленности (специально для тех людей, у которых есть проблемы с усвоением протеинов. А потом – и в рыболовной сфере. Особенно при выпуске продукции для ловли карпов и сомов. Яркие примеры таких товаров – это жидкие добавки Minamino и Minamino-PPC (с добавлением в состав еще одного питательного вещества – фосфорилколамина). Кроме печеночного экстракта обычно они содержат в себе и минералы, и витамины, и аминокислоты, а также другие натуральные экстракты (к примеру, селезенки). То есть, в них есть все – для оптимального усвоения пищи и пользы для здоровья карпа!
Автор материала: Кен Таунли (Ken Townly)
Полное или частичное копирование материалов carpfishing.ru разрешено после согласования с администрацией сайта "Карпфишинг RU" с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ССЫЛКОЙ на первоисточник!