Исторический путь карпового удилища (Леон Хугендайк)

Исторический путь карпового удилища была начат в конце 40-х годов 20-го столетия. То есть, как раз в те времена, когда любителей именно карповой ловли было настолько мало, что производителям рыболовного снаряжения было «коммерчески не выгодно» обращать на них особое внимание. Хотя, с другой стороны, на тот момент и не было самой концепции удилища для ловли карпа – по сути, самой мощной и «неуловимой» рыбины. Поэтому, было необходимо, чтобы хоть кто-то взвалил ответственность на себя и, наконец, разработал ее.

И такой человек, по законам вселенной, нашелся… Это был Ричард Стюарт Уокер (Richard Stuart Walker) – легендарная личность не только в пределах Англии, но и во многих других странах мира. Со слов друзей, он был не только первооткрывателем от Бога, но и душевным, щедрым человеком, всегда готовым – оказать любую помощь. Его самое первое в мире удилище, изобретенное – специально для карповой рыбалки, имело название Марк IV (то есть, это уже четвертая модификация по чертежам, запущенная в производство). Аукционная стоимость серии – более 1000 фунтов стерлингов.

Как все это было? Спустя несколько лет после Второй мировой войны Ричард Уокер «официально» обратился в мастерскую по изготовлению удилищ (ее название тогда было Allcocks) с просьбой о содействии в создании такого бланка, который бы выдерживал «охоту» на большую рыбу (т.е. «трофейного» карпа). Однако, управляющий фирмы Кертни Уильямс (Courtney Williams) любезно ему объяснил, что это сейчас ему совершенно не выгодно. Но, обладая острым коммерческим чутьем, Кертни распознал харизму Ричарда, и предложил ему самому разработать – именно «карповое» удилище. Выслав по почте, набор бамбуковых прутов и прочий специальный инструмент.

Таким образом, в 1951 году, пройдя через три прототипа (MARK I, II и III), Ричард Уокер все же создал свое «удилище мечты – MARK IV», строго ручной работы. Основная концепция которого, на протяжении нескольких десятилетий, существенно влияла на разработку многих других моделей бланков, называемых не просто рыболовными удилищами, а уже именно – карповыми.



MARK IV – концепция карпового удилища

Что собой представляла модель «МАРК-4»? Это было раскладное (на 2 колена) 10-ти футовое удилище (тестом 1,5 lb), обладающее специфическим 6-ти угольным сечением. То есть, для изготовления такого рода бланков обычно вырезали 6 одинаковых отрезков из бамбуковых прутов (обязательно с треугольным сечением). Которые потом (между собой) склеивали специальным составом. С точки зрения оснащенности – это изделие было уже совершенным (по сравнению с 3-мя предыдущими вариантами). Два шестигранных бамбуковых колена, покрытых многослойной лакировкой («соединяемых» друг с другом, надежными разъемами из бронзы), пробковая рукоять (длиной в 2,2 фута). А также 8 колец, из которых – 2 крайних (т.е. первое и последнее) были оснащены агатовыми втулками, а 6 промежуточных создавались их хромированного никеля. Но это еще не все преимущества!

В принципе, все предыдущие «экспериментальные» модели Уокера (MARK I, II и III) были весьма «добротными игрушками», но их «конусность» по всей длине была фактически неизменной («straight – taper»). То есть, простыми словами они были надежными, но тяжелыми, мягкими и слишком длинными, что в сумме не позволяло делать забросы тяжелых грузов, и тем-более долго вываживать по-настоящему крупную (гигантскую) рыбину. Поэтому, в модификации MARK IV Ричард использовал революционную (по тем временам) концепцию, создав переменную конусность бланка («compound – taper»). Путем ее увеличения в нижней/комлевой части и усиления «фальшивым/ложным комлем» («false butt»). Изготавливаемого из цельного бамбука длиной в 1,48 фута, и «помещаемого» прямо вовнутрь пробковой рукояти.

В итоге, карповое удилище MARK IV получилось – и достаточно мощным, и довольно-таки гибким, одновременно – очень крепким и весьма чувствительным. Что позволило рыболовам не только делать дальние и точные забросы, но и отлично контролировать «гигантских монстров». Используя именно это удилище, Ричард Уокер в 1952 году (на водоеме с названием Redmire Pool) сумел переиграть «Кларису». Легендарного чешуйчатого карпа (весом в 44 фунта), который со временем – буквально стал мифом в мире карпфишинга (карповой ловли). Обязательно стоит отметить, что данный рекорд никто не смог побить на протяжении целых 28-ми лет! Только в далеком 1980 году (кстати, на том же озере) карпятник по имени Крис Йетс сумел вытащить более крупного (только уже зеркального) карпа весом – 51,5 фунтов. Но самое интересное заключается в том, что поймал его Крис на уже довольно старенькое, 2-х коленчатое удилище с надписью «MARK IV AVON», собственноручно изготовленное неким – Richard Stuart Walker!



Стекловолоконные карповые удилища

Несмотря на то, что «дружище-бамбук» до сих пор является одним из самых традиционных материалов для изготовления удочек, но стекловолокно, по правде говоря, имеет намного больше преимуществ. Износостойкие стекловолоконные удилища обладают великолепной чувствительностью и минимальным весом, фактически не страдают «эффектом памяти», не требуют особого ухода. И самое главное – имеют очень демократичную цену, т.е. намного меньшую по сравнению с другими видами удилищ!

Впервые они появились на рынке в 1967 году, но выпускались очень маленькими сериями. Наиболее известная модель тех лет – производилась компанией Hardy – под названием «Теп-Теп» (длиной 10 футов и тестом 1,7lb). И хотя, она была создана для лососевой рыбалки (на мушку), большинство умных карпятников моментально разглядели в ней неплохой вариант для ловли карпа. Благодаря не только оптимальному (долговечному) качеству изготовления, но и отличной мощности в удачном сочетании с довольно-таки мягкой работой бланка. В итоге, все это привело к тому, что в 70-х годах на рынке карповой продукции появились уже совершенно новые, образно говоря, «стекловолоконные концепции».

Наиболее именитые удилища новой «стекловолоконной эпохи» – это «Jack Hilton Fast-Taper» (созданное Джеком Хилтоном), «Jim Gibbinson Clooper» (разработанное Джимом Гиббинсоном) и «Gerry Savage Stepped-Up» (от мастера Джерри Сэвиджа). По сравнению с вышеупомянутым «лососевым» удилищем они были уже немного длиннее (около 11 футов) и мощнее (тестом до 2lb). Однако, несмотря на то, что данные модели удочек позволили карпятникам значительно увеличить дальность забросов, а также использовать нейлоновую леску (для экстремальной рыбалки в корягах и водорослях), все же, они уступали другой новинке той эпохи – «параболической» модификации «Alain Brown СТ».

По своей комплектации стекловолоконные удилища тех лет могли существенно отличаться друг от друга. В зависимости от индивидуальных заказов карпятников или каких-то фирменных «ноу-хау», постепенно внедряемых отдельными мастерскими. К примеру, одни мастера изготавливали кольца из дюралюминия, другие – из Hardloy-материала («специфического» оксида алюминия, запатентованного компанией Fuji). А наиболее продвинутая модель Джерри Сэвиджа «Gerry Savage SU» вообще имела 2-х составную пробковую рукоять. То есть, отличий было множество. Как относительно простых, так и весьма оригинальных.



Карбоновые карповые удилища

Самые первые модели карбоновых карповых удилищ рыболовный мир увидел в середине 70-х годов, но, по правде говоря, оценил он их – не очень хорошо. Несмотря на отличный материал изготовления и, в принципе, отличные идеи, сам процесс производства не был как следует освоен. К сожалению, основная цель многих европейских компаний в те годы (повыраставших, как грибы), заключалась в получении, как можно бОльшей прибыли, вместо работы над высшим качеством или практичностью. В результате, одни модели получились очень легкими и хрупкими, другие – тяжеленными и слишком жесткими. Хотя компаниям «Hardy» и «Bruce-and-Walker», все-таки, удалось создать достойные варианты, но цена их была настолько высока, что большинство карполовов вернулось обратно – к проверенному стекловолокну.

Через несколько лет ситуация изменилась, возможно потому, что за это дело плотно взялись 3 ведущих карповых бренда: «Century Composites», «Tri-cast Composite Tubes» и «Kevin Maddocks» (частная мастерская «Simpson’s of Turnford»). Их изделия были уже настолько продуманными и эффективными, что за короткий срок, они не только захватили рынок (держа его в узде, почти десятилетие), но и напрочь «утопили» кучу «легкомысленных» компаний.

Первый, из вышеперечисленных (лидирующих) брендов, приятно удивил рыболовный мир серией удилищ Armalite СРТ. Отличающихся не только «композитной прогрессивной конусностью» (Composite Progressive Taper), но и широким выбором «оснащенности». То есть, компания Century Composites выпускала – и полностью готовые к использованию удилища, и отдельно бланки с самыми различными монтажными наборами. Под какие-то строго индивидуальные условия рыбалки.



Сами «палки» модельного ряда Armalite СРТ изготавливались с применением карбона и пара-арамидных волокон (т.е. кевлара), переплетенных под углами от 0 до 90 градусов. Что позволило осуществить совершенную новую концепцию высокопрочного карпового удилища, обладающего минимальным диаметром и параболическим строем (длиной от 10-ти до 13-ти футов и тестом от 1,75 до 3.0 lb).

Вслед за фирмой «Century Composites» на рынок «громко» ворвалась, и вторая по нашему списку, компания «Tri-cast Composite Tubes», «нашумев» своей неординарной серией удилищ, представляющих более усовершенствованную «карбон-кевларовую» концепцию. Ее самая главная «фишка» заключалась в том, что пара-арамидные волокна (по запатентованной системе от «Tri-cast»), за счет пересечений в длину на 90 градусов, и по диагонали на 45, формировали внутри бланка некую «спираль». Позволяющую не только повысить устойчивость к деформации (при минимальном весе), но и значительно усилить чувствительность.

И, наконец, третий представитель лидирующей тройки «карбоновых» производителей – это частная мастерская Симпсонов «Simpson’s of Turnford», выпустившая удилища с подписью разработчика Кевина Мэддокса. Их наиболее популярная модель – KMCF-1, фактически многоцелевое карповое удилище (длиной 11 футов и тестом 2,25lb) оригинального типа «dual – taper» (по сути, «золотой середины» между «compound – taper» и «fast – taper»). По правдивым отзывам рыболовов, удочки «Simpson’s» были немного жестче, чем те же Armalite и «Tri-cast», но отличались удивительной отделкой. По началу, казавшей – даже футуристической, но очень скоро ставшей – обязательной. Например, они обладали винтовыми креплениями для катушек Fuji FPS, одно/ножковыми кольцами с титановыми или керамическими (нитрид/кремниевыми) вставками, дуплоновыми рукоятями, состоявшими из 2-х равных частей и т.д.



Европейские карповые удилища

В 80-х годах карпфишинг стремительно покорил многие европейские страны. И одна из основных проблем, с которой столкнулся рыболовный мир заключалась в том, что по сравнению с компактными английскими прудами, например, французские озера были – просто огромными «океанами». Мало того, французы там поселили и намного бОльших (по размерам/весу) карпов. По сути, «гигантских монстров» – для привлечения клиентов. Таким образом, возникла острая необходимость в разработке совершенно новых технологий по изготовлению карповых бланков. Соответствующих более жестким условиям ловли очень крупной (и боевитой) рыбы, как правило, обитающей – либо на слишком больших дистанциях от берега, либо же в рекордно закоряженных местах.

И вскоре на международном рынке появились такие модели (более длинные и более мощные), но уже не имеющие практически ничего общего с классической концепцией «Марк IV». А разработали их – все те же (вышеупомянутые) английские бренды и немецкий Sportex, с условием производить удилища под марками французов. Кстати, под своими гордыми именами на европейские прилавки тогда выставляли продукцию только азиаты – «Daiwa» и «Shimano». В целом, это были довольно-таки неплохие изделия, но, все-таки, обладающие некоторыми изъянами (с практической точки зрения).

Основной ассортимент таких удилищ – или имел строго параболический строй (с не очень «упористыми» / «мягкими» бланками). Или, наоборот, – с чересчур «упористыми» / жесткими «палками», соответственно, «дискомфортными» при вываживании (не чувствительными и слабо амортизирующими). То есть, по факту, они себя не сильно-то и оправдали, и были ничем не лучше, тех же «армалитов», занимающих лидирующие позиции более десяти с лишним лет (о чем писалось выше). Карпятникам оставалось ждать 90-х годов, когда появятся более продвинутые технологии, для производства универсальных / многофункциональных удилищ (и для дальних забросов, и для комфортного вываживания).

Легендарные карповики 90-х

И вот, в 1990 году на прилавках европейских рыболовных магазинов почти одновременно появились сразу 2 серии уникальных удилищ – IMХ (личная разработка Рода Хатчинсона) и WILDIE (изобретенные Домиником Одиге по частному заказу французской компании «Garbolino»). Главное преимущества этих, можно сказать, легендарных удилищ (по сравнению со всеми остальными, выпускаемыми на протяжении пары десятков последних лет) заключалось в том, что они были созданы выдающимися карполовами! Созданы карпятниками – для карпятников!

Бланки модельного ряда IMХ изготавливались строго вручную (в английских мастерских торговой группы Greys) с применением инновационного карбонового волокна IМ-7. Это были весьма элегантные и приятные на ощупь тонкие удилища, обладающие безупречным оснащением. Все дело в том, что Род Хатчинсон активно принимал участие в разработке карповых бланков с 1979 года. Так, например, в 80-е годы при его содействии были созданы такие знаменитые модели, как «Spirolite» и «Horizon» (для ловли карпа на сверхдальних расстояниях), а также «Sabre» (обладающее самым оптимальным параболическим строем). Поэтому, благодаря всем этим знаниям и богатому личному опыту (заядлого карполова) Роду удалось изобрести, то, о чем многие долго мечтали – идеальный компромисс между самым комфортным удилищем для вываживания и мощнейшим «орудием для дальних забросов». К примеру, модель IMX-137 (тестом 3,5lb) сразу же получила огромный успех на максимально-сложных французских «мега-водоемах».



Вторая легендарная линейка – это карповые удилища WILDIE. В отличие от IMX их бланки были изготовлены по аналогии с удилищами «Armalite» из карбоно-кевларовых волокон, НО по особой технологии. Что позволило создать уникальную конусность, обеспечивающую – и нормальные забросы, и весьма удобное вываживание. Несмотря на очень скромную отделку, удилища WILDIE отличались идеальным соотношением «качества и цены», за счет чего побили рекорды продаж во многих странах мира (15 000 в год). Обязательно стоит отметить, что это были единственные бланки «европейского изготовления», которые экспортировались в Британию (по сути, ревностную Родину карпфишинга). То есть, таким поворотом событий – многие были шокированы!

Leon Hoogendijk. Создав немало удилищ, в 80-х годах (правда, в основном, для своих лучших друзей и знакомых), а также протестировав модели, разработанные самим Кором Спинховеном (ведущим дизайнером рыболовных удилищ в международных масштабах), в 1993 году я тоже поставил свою уникальную подпись на бланке. Название, разработанного лично мной карпового удилища, в большей степени ориентированного на французский стиль рыбалки – Orient Power Plus. Благодаря прогрессивному строю (полученному в результате применения комплексной концепции), при использовании особого типа материала бланка (бор/1М-6) мне удалось создать высококлассное, многоцелевое и достаточное мощное удилище. Которое до сих пор (несмотря на относительно-высокую стоимость) не только пользуется популярностью, но и считается эдаким эталоном во многих странах Европы.

Что происходило дальше?

Не так давно Род Хатчинсон (Rod Нutchinson), не останавливаясь на достигнутых результатах, по сути, превзошел сам себя и разработал новую линейку карповых удилищ – Dream Maker. Назвав ее достойной сменой легендарного модельного ряда IMX. В этой серии были применены самые актуальные достижения в сфере создания карбоновых бланков. Включая замену шпиготного типа соединения колен на обратное сочленение, более надежное в эксплуатации, и позволяющее – еще больше уменьшить диаметр «палки».

Доминик Одиге не отстал от Рода (в плане инженерной мысли), и в результате тесного сотрудничества с компанией Garbolino (т.е. совместно с которой, он разработал и серию Wildie) в 1999 году на свет появилась супер-современная модель – карповое удилище Lady С. Успешно впитавшая в себя, все самые лучшие характеристики карбон-кевларовых бланков. Кстати, по последней информации, Доминик и сейчас активно готовит для нас очередные сюрпризы. Будем их ждать с нетерпением!

Что касаемо лично моей серии Orient Power Plus, то она, по факту, тоже стала базовой. То есть, отправной точкой для разработок, новых и более лучших изделий. С использованием самых навороченных материалов. Наиболее яркий пример – это карповое удилище Orient Power Millennium (с «бористыми» бланками из HR-40), которые долго считалось (среди большинства европейских карпятников) – вершиной мастерства.

В современном ассортименте рыболовного снаряжения представлено очень много товаров с подписями известных карпятников. Но часто – это просто коммерческий трюк. Именно поэтому, я и написал данный материал, чтобы Вы поняли разницу между обычными удочками с шикарной подписью знаменитости и настоящими карповыми удилищами, разработанными от начала и до конца в тесном взаимодействии с этой персоной!



 

Автор: Leon Hoogendijk
Перевод с сайта: www.big-fish.it


 

Похожие материалы:


Publiction author

не в сети 20 часов

Алексей Васильев

Комментарии: 0Публикации: 72Регистрация: 31-07-2017